Эксклюзивное интервью с журналистом-международником Информагентства АрміяInform

2021/12/yehor-1640762574.jpg
Прочитано: 7168     11:33     29 ДЕКАБРЯ 2021    

«Самым главным компонентом было успешное использование турецких БПЛА Байрактар армией Азербайджана»


На вопросы Информационно-аналитического портала Armiya.az отвечает украинский военный репортер, журналист-международник информагентства АрміяInform Мионобороны Украины Егор Брайлян:

- Давайте начнем с последних переговоров Байдена и Путина в онлайн-формате, которые в основном были посвящены процессам вокруг Украины и военной активности на границе с Россией. Каждая сторона по-своему комментирует и анализирует эти переговоры. Мне интересно ваше мнение, какие плюсы и минусы для Украины от этих переговоров, и что изменилось в отношении Запада к Украине в лучшую и худшую сторону?

- Для Украины сейчас главной задачей является укрепление обороноспособности страны. Безусловно, политико-дипломатическое урегулирование российско-украинской войны есть задачей номер один для нас. Но Кремль всячески демонстрирует желание саботировать переговоры в Трехсторонней контактной группе и пытаться договориться напрямую с Вашингтоном о вопросах, связанных с Украиной.

Я бы не рассматривал переговоры Байдена и Путина с точки зрения плюсов и минусов, а скорее реальной вероятности налаживания «прямого диалога» между двумя странами. Пресловутая «перезагрузка» времён Обамы только подогрела имперские амбиции России. Сейчас идут разговоры и проведении встречи в Женеве в январе 2022 года. Но мне кажется вряд ли возможно повторение опыта Ялты-45, когда произошло разделение сфер влияния. Хотя сейчас Россия все больше превращается в автаркию, которая всячески пытается показать Запад «гнилым и бездуховным». Дескать это Запад «накачал Украину современным оружием», как заявил 23 декабря на ежегодной пресс-конференции Путин. А Россия уже пришла «защищать русскоязычных».

Для США, в свою очередь, нынче важно определиться с инструментами сдерживания России. Ведь понятно, что улучшение политического климата с Россией как противовес Китаю вряд ли сработает – как бы мы не восхищались дипломатической теорией и практикой Генри Киссинджера. Для Украины в этом случае важным является укрепление сотрудничества с Западом – даже при условии крайне напряженной международной обстановки. Недавний саммит НАТО в Риге показал, что Альянс твердо стоит на позициях поддержки Украины. Единственное уточнение – для нас сейчас важно развивать и углублять сотрудничество с Альянсом нежели думать о дате вступления туда.

- Если не дай бог завтра война с Россией, то какую позицию займут западные партнеры Украины? Что думает украинская политическая элита и общественность по поводу серьезной военной помощи со стороны ЕС и НАТО. Запад защитит Украину перед Россией?

- Война с Россией продолжается, начавшись в 2014 году с оккупации Крыма и захвата части территорий Донецкой и Луганской областей. Официально Украина считает эти регионы временно оккупированными территориями, так как аннексия это, то что было признано на международном уровне. Мир не признал псевдо референдум марта 2014 года, и это было закреплено юридически на уровне ООН.

Вопрос партнерства Украины в сфере безопасности со странами ЕС и НАТО является ключевым для поддержания стабильности в регионе. Это касается как поставок вооружения, так и инструктаж украинских военных. Следует вспомнить, что Великобритания предоставляет помощь Украине как инструкторами (программа Orbital), так и создавая по сути новый украинский флот. Не следует думать, что в случае полномасштабной агрессии России войска стран НАТО будут воевать здесь. Это все следует рассматривать как партнерская поддержка обороноспособности украинской армии, которая сама отбивает атаки российских войск на Донбассе.

- Прошлогодняя война в Карабахе до сих пор продолжает оставаться самой актуальной темой для анализа в различных мозговых центрах мира. Интересно ваше мнение, какие изменения и корректировки внесла данная война в международную военную тематику, и какую пользу от нее может почерпнуть Украина?

- 44-дневная война в Нагорном Карабахе активно отслеживалась в Украине. Кавказ – это достаточно сложный регион для понимания, но в этом случае для Украины важным было понять и просчитать действия России там. Ведь дестабилизация ситуации на Кавказе может быть шансом для Москвы усилить влияние на Ближнем Востоке, где уже неплохо укрепила свои позиции Турция.

Если кратко, то мы увидели поражение подхода военно-политического ориентирования на Россию (Армения) в противовес модернизации армии за счет поставок современной техники (Азербайджан). Тут важный урок состоит в важности постоянного переоснащения армии по последнему слову техники. Без наличия внутренних предпосылок к обновлению армии как в морально-психологическом, так и техническом плане, любая иностранная помощь (в данном случае российская или турецкая) вряд ли пригодится.

- По-вашему, что является самым важным компонентом Второй Карабахской войны и какое влияние он оказал на структуру глобального рынка вооружения? Удается ли украинскому ВПК догонять новые тенденции на рынке вооружения?

- Думаю, что самым главным компонентом было успешное использование турецких беспилотников Байрактар армией Азербайджана. В этом ключе в Украине тоже начали говорить о перспективах совместного с Турцией производства этих беспилотников. Современная военная практика показывает, что сейчас ключевыми элементами ведения боевых действий являются информационная составляющая (фейки и манипуляции), а также высокие технологии, чтобы минимизировать человеческие потери.

- Как можно оценивать азербайджано-украинское военное сотрудничество? Традиционно наши страны дружили и во всех международных платформах на самом высоком уровне поддерживали друг друга. Сейчас, после блестящей победы Азербайджана над врагом и освобождения оккупированных земель, на какую стадию вышли эти отношения - военно-техническое сотрудничество между Баку и Киевом?

- Пока что развитие сотрудничества между Баку и Киевом не такое комплексное, как с Турцией, например. Но Украине важно изучать опыт ведения военных действий с помощью беспилотников.

- Сотрудничеству Киева и Анкары в военной сфере завидуют многие, даже западные страны. На сегодня Турцию можно считать самым близким партнером Украины в военной сфере. ВПК обеих стран осуществляют грандиозные совместные проекты, которые всерьез беспокоят других внешних игроков и уже начали приносить свои плоды. Появились новые виды вооружения - совместная разработка украинских и турецких военных инженеров - разведывательные и ударные БПЛА, военная техника, также ракеты и другие установки. В то время, когда в Европарламенте и Конгрессе США месяцами и годами бурно обсуждали вопрос военной помощи Украине, Турция активно начала выстраивать отношения с Украиной и развивала отношения без каких-либо формальностей. Интересен ваш взгляд как военного обозревателя на украинско-турецкое военное сотрудничество. Какое будущее у этих отношений и какие дивиденды ожидаются для обеих стран от такого сотрудничества?

- Турция для Украины есть одним с ключевых партнеров в Черноморском регионе. Именно Анкара последовательно выступает за поддержку крымских татар, против которых российские оккупационные власти развернули репрессии и преследования. Также Турция брала активное участие в инаугурационном форуме Крымская платформа, приуроченном к 30-летию украинской независимости.

Первое успешное боевое использование Байрактара в октябре этого года в зоне проведения Операции Объединённых Сил показало, что это оружие очень эффективно против российской техники и войск. Но турецкие военные эксперты, например Арда Мевлютоглу, предостерегают, что нужно учитывать вражеские радиолокационные установки, которые могут минимизировать урон со стороны беспилотника.

Все идет к тому, что в скором времени будет налажено совместное производство Байрактаров в Украине. Новый посол Украины в Турции Василий Бондарь активно работает над укреплением двусторонних связей. Немаловажную роль играет реализация проектов по истории. Ведь до сих пор существуют стереотипы о характере связей Войска Запорожского и Оттоманской Порты. Исторический фундамент и современные вызовы заложат основу союзу в сфере безопасности между Киевом и Анкарой.

- В своем недавнем выступлении бывший вице-президент США Майк Пенс отметил важность вооружать Украину ядерным оружием, чтобы она смогла отстоять свою территориальную целостность. По-вашему, насколько вероятен такой вариант? Запад может передать или продать Украине оружие массового поражения?

- Этот вариант вряд ли выглядит реалистичным – хотя бы через то, что тут нужно разделить оружие, которое предоставляется Украине по военной помощи от США, так и то, что мы покупаем. В случае с другим выбором это достаточно сложно прогнозируемое решение. Мы помним, как долго Польша получала ракетные комплексы “Patriot” – при том, что эта страна входит в НАТО. Скорее это можно расценивать как попытку лоббировать возможность покупок, к примеру, Абрамсов.

Тут скорее я бы обратил внимание на Великобританию, которая планирует передать Украине катера с ракетами. Вообще Лондон демонстрирует готовность помочь Украине с формированием флота на качественно новых началах. Как итог хочу сказать, что передача оружия Украине со стороны Запада есть проявлением готовности помогать нашей стране отстаивать свою независимость в противостоянии с Россией. И эти почти 8 лет показали, что украинцы готовы взять оружие и пойти воевать за свою страну.

Беседовал: Кавказ Омаров



Следите за актуальными военными новостями в нашем Telegram-канале https://t.me/armiyaaz
Следите за актуальными военными новостями в нашем Facebook

Тэги: