Как повлияет смена власти в Турции на кавказскую политику Анкары? - Интервью

2023/04/turki-1680592484.jpg
Прочитано: 3030     11:06     04 АПРЕЛЯ 2023    

«При смене власти в Турцию могут вернуться их 90-е, когда в стране регулярно сменялись правительства и партиям приходилось блокироваться»


На вопросы Информационно-аналитического портала Armiya.az отвечает украинский востоковед, тюрколог Григорий Мавров:

- Господин Мавров, скоро в Турции состоятся выборы - президентские и парламентские. Как специалист по Турции, как оцениваете политическую атмосферу на фоне масштабной трагедии, которая недавно произошла - мощного землетрясения, унесшего жизни более 50 тысяч человек?

- Эрдоган и его партия осуществили в Турции совершенно беспрецедентные реформы, которые превратили ее в ведущую страну региона. Ни одно правительство не достигало подобных результатов. Несмотря на то, что правительства Аднана Мендереса и Тургута Озала также добивались успехов, достижения правительств, возглавляемых Эрдоганом, намного значительнее. Уровень жизни серьезно повысился, а экономика стала более современной и технологичной. Однако следует учитывать, что мы живем в реальности, где смена политических лидеров является нормой, поскольку люди устают от политиков, особенно если они у власти уже два десятилетия. Кроме того, финансовая политика Эрдогана и его отношения к финансовым институтам Турции не всегда были успешными, что привело к девальвации национальной валюты и вызвали ряд других проблем в турецкой экономике. Катастрофическое землетрясение также негативно повлияло на рейтинг правительства и вызвало сомнения в его деятельности у населения.

- На данный момент главными оппонентом Эрдогана и партии власти является его давний соперник, председатель левоцентристской Партии Народных Республиканцев Кемаль Кылычдароглу. Прогнозы и результаты опросов очень противоречивы. Поэтому очень трудно представить себе настоящую картину. Как Вы думаете, чей рейтинг высок?

- Это довольно интересное столкновение старых противников. Как известно, Кемаль Кылычдароглу с 2010 года возглавляет главную оппозиционную силу, основанную еще Ататюрком Народно-республиканскую партию (НРП). По мнению экспертов, его шансы на победу значительно выросли за последние годы. Это связано с экономическим кризисом и землетрясением, которое недавно произошло в восточных районах Турции. К тому же, шесть оппозиционных партий поддержали выдвижение кандидатуры Кылычдароглу на пост президента. Его приверженность парламентской модели, которая была изменена на президентскую после поправок в конституцию, также является его сильной стороной. Однако, есть несколько факторов, которые могут помешать Кылычдароглу в борьбе за президентский пост.

Во-первых, он представитель алевитского меньшинства и не пользуется популярностью у консервативной части общества, которая помнит, как он нарушал пост в месяц Рамадан. Во-вторых, Народно-республиканская партия при Кылычдароглу никогда не выигрывала выборы. А Кылычдароглу сам известен исключительно как оппозиционный лидер, не имеющий опыта управления государством или даже крупным городом. Его программа полна обещаний, которые нацелены на то, чтобы угодить разным группам населения, но не представляет собой цельную политическую программу, способную улучшить экономическую ситуацию в стране. Несмотря на растущую популярность Кылычдароглу, некоторые эксперты считают, что у нынешнего президента Реджепа Тайипа Эрдогана выше рейтинг и больше шансов на победу в предстоящих выборах.

- По-вашему, как может отразиться смена власти во внешней политике Турции? Новая власть свернет с полпути, на который вывел Турцию Эрдоган, который уже несомненно, ведет страну к лидерству как в региональном, так и в глобальном плане?

- Скорее всего при смене власти в Турцию могут вернуться их 90-е, когда в стране регулярно сменялись правительства и партиям приходилось блокироваться, чтобы реализовать свою программу. Учитывая слишком популистскую программу Кылычдароглу и консенсус вокруг его имени среди совершенно разных политических сил от Мераль Акшенер до Ахмета Давудоглу очевидно, что весь этот альянс направлен исключительно для победы над Эрдоганом и после этого союзники станут непримиримыми противниками. Можно вспомнить интригу с присоединением Акшенер к этому альянсу, чтобы понять, насколько ситуационна поддержка Кылычдароглу со стороны оппозиции. Разумеется, условное возвращение 90-х возможно только в случае осуществления конституционных реформ и возвращения парламентской модели. При сохранении существующей модели Кылычдароглу становится самодержавным правителем Турции и может делать, что считает нужным без каких-либо консультаций с оппозицией. Не думаю, что так будет, но ничего невероятного в таком развитии событий нет.

Что касается внешней политики то видимо новое правительство пересмотрит прежнюю политику в отношении Сирии, вероятнее всего будут восстановлены отношения с режимом Башара Асада. Может быть, будет пересмотрена политика в отношении России, Кылычдароглу несколько раз заявлял, что Эрдоган сделал Турцию зависимой от России, вместе с тем, он так же критикует Запад и не очень понятно, как именно он будет выстраивать турецкую внешнюю политику в условиях новой холодной войны.

- При Эрдогане наравне с ближневосточной и африканской стратегиями Анкары кардинально изменилась и её кавказская политика. Смена власти может внести корректировки в эту политику?

- Вряд ли кавказская политика Турции претерпит какие-то серьезные изменения. Поддержка Азербайджана и курс на стратегическое партнерство с Грузией выгодны самой Турции и поддерживаются турецким народом. Строго говоря, стратегический союз Турции с Азербайджаном и Грузией обусловлен сочетанием ряда исторических, культурных, экономических и политических факторов. И он безальтернативен в существующих реалиях. Турция рассматривает эти две страны в качестве важных партнеров в регионе, и их союз служит продвижению их общих интересов и целей поэтому разрушение или переформатирование этих отношений вряд ли входит в планы Кемаля Кылычдароглу и его команды.

- По поводу зернового коридора... Какую роль он играл в экономической жизни Украины на фоне продолжающейся войны и в следующем году, с учетом оккупации ряда регионов страны Россией. Украина сможет сохранить свое почетное место среди главных продовольственных, именно зерновых держав?

- Что касается зернового коридора то он безусловно играл и играет важную роль давая украинским производителям сельскохозяйственной продукции сбывать эту продукцию в другие страны. Кроме того, зерновой коридор предотвратил голод во многих странах Африки и Ближнего Востока. По заявлению генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша, из-за российской агрессии против Украины, 44 миллиона человек в 38 странах столкнулись с «чрезвычайным уровнем голода». Поэтому зерновой коридор буквально спас от голодной смерти миллионы людей. Что касается сохранения ведущей роли Украины среди стран-экспортеров зерна, то здесь все очень сложно. Дело в том, что до войны 24 февраля 2022 года Украина экспортировала примерно на одну треть продовольствия больше, чем после начала широкомасштабного вторжения России в Украину. Очевидно, что эти объемы будут постепенно кем-то замещены, бизнес есть бизнес и видимо украинские позиции на этом рынке будут значительно потеснены, что безусловно серьезно повлияет на производителей сельскохозяйственной продукции в самой Украине.


Беседовал: Кавказ Омаров



Следите за актуальными военными новостями в нашем Telegram-канале https://t.me/armiyaaz
Следите за актуальными военными новостями в нашем Facebook

Тэги: