Варданян, миссия ЕС на границе и армяно-турецкие отношения: что происходит на Южном Кавказе?

2023/02/kavka-1676709412.jpg
Прочитано: 3900     12:20     18 ФЕВРАЛЯ 2023    

На вопросы информационно-аналитического портала Armiya.az отвечает российский эксперт в области внешней политики, обороны и безопасности Григорий Трофимчук:


- Армения привлекла специалистов из ЕС к патрулированию границы с Азербайджаном, что вызвало негативную реакцию Москвы. Несмотря на все предупреждения со стороны главного союзника, армянские власти не то, чтобы отказались от этой затеи, даже добились расширения состава еврогруппы, которая скоро приступит к мониторингу армяно-азербайджанской границы. Как вы думаете, эту группу наблюдателей можно считать предвестниками военного присутствия НАТО на Южном Кавказе в будущем? И неужели Путин сдается с такой легкостью, или у Москвы свой резервной план «Б» по Армении?

- НАТО теперь уже в любом случае изучает возможность своего присутствия, в том или ином виде, внутри карабахской темы. Группу наблюдателей из ЕС считать предвестником такой активности пока ещё нельзя, но заступ за привычные линии Пашинян уже тестирует – зря, что ли, он пришёл к власти. Пока ещё это происходит несмело, но движение в ту сторону уже намечено. Москве явно не до этого, и всем это ясно. Через европейских специалистов действовать лучше, оптимальнее всего, так как и Минская группа ОБСЕ, собственно, имеет те же корни. Она ещё официально не похоронена, поэтому как бы ничего из ряда вон выходящего не происходит, «мониторинг» продолжается. В конце концов, это ведь не новые миротворцы, введение которых вызвало бы совсем иные реакции со стороны РФ. Нет у Москвы никаких резервных планов. План здесь только один, и он на поверхности: недопущение под собой ещё одной войны любыми способами. Но НАТО, очевидно, имеет своё, прямо противоположное мнение по данному вопросу. Тем более, в тот момент, когда многим показалось, что Турция как бы слегка отошла в сторону, в связи со своим внутренним форс-мажором.

- Кремль устами начальника Генштаба ОДКБ и устами спикера Госдумы Володина предупредил Армению, по всей видимости пытаясь отговорить Пашиняна от таких действий. Но позиция армянского руководства по этому поводу более, чем ясно. По-вашему, как в будущем такой шаг Армении повлияет на отношения с Россией? Разрывом пахнет?

- Разрыва с Арменией не будет. Однако «эпоха Пашиняна» выпила много, как говорится, крови из Москвы. Главное, чтобы после «промежуточного» президента страны к власти здесь не пришёл бы кто-то более радикальный, что вполне возможно, с учётом геополитических событий. Как бы за Армению не пришлось потом воевать. Предупреждения в адрес официального Еревана мало что могут изменить, так как на фоне украинских событий Запад уже имеет своё сформировавшееся мнение о российском факторе и потенциале.

Надо сказать, что в связи с Арменией имеются и другие настораживающие тенденции. В частности, несмотря ни на что, ни на какие предупреждения из Москвы, американские биологические лаборатории на территории Армении продолжают действовать. И это выглядит косвенным признаком того, что официальный Ереван может пойти ва-банк в любой момент. Отсутствие практических выводов – проще говоря, закрытия всех этих мутных объектов, по настоятельной просьбе Москвы – говорит о многом. И здесь уже сам Пашинян тестирует РФ: закроет ли она глаза на продолжение их работы несмотря ни на что, забудет ли об этом. Поэтому Ереван, несмотря на свои же ежегодные заявления о непредоставлении своей территории для деятельности третьих стран в области биологической безопасности, идёт ещё дальше, расширяя сотрудничество с Пентагоном в указанной области. Что это как не подготовка почвы к тому, о чём вы спросили: расширению присутствия НАТО в регионе? Это оно и есть.

Более того, на территории Армении, на базе Научно-производственного центра «Армбиотехнология» Национальной академии наук, планируется создать Региональный центр в рамках «Программы сокращения биологических угроз», реализуемой Агентством по сокращению военной угрозы министерства обороны США (DTRA). При этом армянские высокопоставленные чиновники оказывают всестороннюю поддержку указанной инициативе, несмотря на усилия Москвы по расследованию деятельности аналогичных биолабораторий на постсоветской территории.

- Отношение к персоне и деятельности Рубена Варданяна неоднозначное. К нему даже в самом Ханкенди относятся с неким недоверием, а в Ираване от него даже дистанцируются. На кого работает Варданян, чьи поручения выполняет и какова его (или тех, кто за его спиной) основная цель в Карабахе?

- Зачастую звучат шаблонные мнения, что, мол, Варданян это «ставленник Москвы». Нельзя так упрощать текущие события, это может пойти во вред тому же Азербайджану. У Рубена Варданяна, как у одного из так называемых олигархов, могут быть свои планы по использованию ситуации, которая ему позволила слегка оторваться от Москвы, и, по сути, возглавить Карабах. Это открывает для него иное поле деятельности, а дальше уже каждый может придумать свою версию. И для него, в целом, даже очень неплохо, что даже и к Еревану он имеет опосредованное отношение. Объективно всё это создаёт почву для новой ситуации на Южном Кавказе, о чём вы опять же спрашивали. Но только в том случае, если Варданян, в персональном плане, соответствует таким непростым задачам. Общеизвестно, что люди бизнеса являются очень плохими политиками. Та ли это фигура, вот основной вопрос. Если бы он был политиком, то от него следовало бы ожидать не «защиты» остатков Карабаха, а создания, подготовки почвы для нового расклада во всём регионе. Думаю, по этой причине его особо и не воспринимают на его новой должности.

- Недавно глава МИД Армении посетил Турцию и провел переговоры со своим турецким коллегой, после чего с окружения обеих министров прозвучали положительные сигналы о возможном открытии границы Армении с Турцией и нормализации отношений. Насколько это вероятно по-вашему, так как мы наблюдаем очень сильное сопротивление со стороны реакционных групп в Армении к этой политике Пашиняна?

- Как мы знаем, небольшое – гуманитарное – открытие границы, всё же, состоялось, на фоне турецкой трагедии. Если говорить в целом, то пока ещё мало что изменилось, так как о возможном открытии армяно-турецкой границы говорится ещё со времён протоколов по турецкому проекту «Кавказской платформы», середины нулевых годов. Турция ждёт явных подвижек, а не стандартных слов, со стороны Еревана, в том числе связанных с прокладкой транспортных коридоров. Турции слов не надо. А армянские представители, напротив, готовы говорить и обещать всё что угодно бесконечно. Что касается радикальных групп внутри самой Армении, то «турок-Пашинян», как известно, их уже давно не устраивает, и они просто ждут момента. Даже после проигранной войны 2020 года его снести не удалось, из чего радикалы должны были сделать практические выводы. В любом случае опасность с этой стороны для Пашиняна не просто не миновала, она усилилась, так как радикалы являются дополнительным инструментом Запада для воздействия на ереванскую власть, и могут быть пущены в ход в любое время. Что так же создаст на Южном Кавказе иные условия.


Беседовал: Кавказ Омаров



Следите за актуальными военными новостями в нашем Telegram-канале https://t.me/armiyaaz
Следите за актуальными военными новостями в нашем Facebook

Тэги: