Азербайджан, будучи одним из очагов зарождения человеческой цивилизации, является страной с богатой и древней историей
Территория Азербайджана входила в зону прародины человечества и здесь происходило становление человека как биосоциального и социального существа. Наглядным тому подтверждением являются археологические находки и, прежде всего останки азыхантропа, обнаруженные в конце 60-х годов XX века в Азыхской пещере (вблизи города Физули) и относящиеся к 400-350 тыс. до н.э..
История зарождения военного дела и военного искусства в Азербайджане берет свое начало еще в Древний период. Щедро наделенная природными богатствами, благодаря своему выгодному географическому расположению и благоприятным климатическим условиям Азербайджан обладал всеми предпосылками для успешного зарождения и усовершенствования военного дела.
Важнейшей составной частью военного дела в Азербайджане начиная с древнейших времен было строительство фортификационных сооружений. Уже первые жилища и поселения человека имели элементы укреплений. Эти элементы, имевшие вначале вид рва, частокола и др. ограждений, начиная с III тыс. до н.э. постепенно трансформировались в оборонительные стены, а со II тыс. до н.э. усиливаются контрфорсами и башнями.
Развитие производительных сил и накопление материальных богатств в эпоху бронзы и раннего железа, и участившиеся в этой связи набеги отдельных племенных объединений, вынуждали местное население искать пути обеспечения своей безопасности. Наиболее надежным был путь создания сильно укрепленных поселений-городищ и крепостей. Чаще они строились с максимальным использованием рельефа местности – в неприступных горах, на крутых склонах, окаймленных ущельями и обрывами, омываемых буйными горными реками. Это позволяло при сравнительно незначительных затратах и небольшом количестве строительных материалов создавать укрепленные сооружения с высокими для своего времени оборонительными возможностями.
Вверху: Одно из древнейших оборонительных сооружений в Азербайджане – Беюк Калача (у с. Беюк Карамурат).
План В. Керимова
Внизу: Циклопическое сооружение Гызылджа-калача.
План В. Керимова
Самой ранней и примитивной формой оборонительного строительства в Азербайджане были так называемые циклопические сооружения. Они возводились без фундамента методом сухой кладки из крупных и мелких валунов и грубо обтесанных обломков скал. Позднее, когда началось возведение крепостей, для их строительства использовались глина, камень, камыш, дерево, сырцовый и обожженный кирпич. Камень использовался обычно для основания стен городищ и крепостей, а дерево для устройства перекрытий.
После того, как появились металлические орудия труда, техника возведения фортификационных сооружений стала меняться. В строительстве одновременно с валунами и обломками скал стал использоваться грубо отколотый камень и обработанные относительно правильной формы блоки. Кладка из них получалась ровной, более плотной, способной лучше противостоять различного рода разрушениям. Во II-I тыс. до н.э. при строительстве оборонительных сооружений на территории Азербайджана стал использоваться и сырцовый кирпич.
В этот период на равнинах и низинах также возводились укрепленные поселения и крепости. Они, как правило, в отличие от горных оборонительных сооружений, были круглой и эллипсовидной формы. Причем особой разницы, с точки зрения тактики их обороны, между этими двумя типами укреплений не было, поскольку их обороны была приспособлена для ведения только фронтальной защиты, т.е. направленной от крепостных стен вперед. Это было большим недостатком крепостей того времени, поскольку контролировать сами стены было сложно. Поэтому уже со II тыс. до н.э. появляются укрепления с выступами (ризалитами) и углублениями, позволяющими вести фланкирующий обстрел и таким образом держать под контролем стены.
Крепость Халат-гала. Реконструкция В. Керимова.
Стена укреплена башнями и ризалитами
Для прикрытия стоящих наверху стены воинов, наружная ее часть увеличивалась тонкой стенкой высотой около двух метров (бруствером). В этой брустверной стенке строились бойницы – приспособления для ведения стрельбы по противнику, находящемуся впереди, в виде отверстий наклонными подошвами. Так появились зубчатые стены. Однако и это не решило всех проблем достаточной обороны крепостных стен, поскольку у самой стены образовывалась так называемая «мертвая зона», где противника нельзя было достать. Поэтому вскоре появились навесные бойницы – мазгалы (азерб.) или машикули (от франц. «mache-col», т.е. «бить в голову»), позволяющие простреливать пристенные участки, заимствованные европейцами на Востоке во времена крестовых походов. Сама же стена книзу для большей устойчивости утолщалась.
Зубцы и бойницы крепостной стены
В середине II тыс. до н.э. появляются башни, как оптимальный вариант решения вопроса обороны стен и создания дополнительных узлов обороны. Они представляли собой многоэтажные оборонительные постройки большой прочности с открытой платформой наверху, которая также увенчивалась зубчатым бруствером. Этажи сообщались между собой приставными лестницами. Со стеной башня сообщалась через нижний этаж, а с других этажей сообщение происходило посредством подъемного моста через ров в стене, который в минуты опасности поднимался, отрезая, таким образом, распространение противника по всей крепостной стене.
Башни крепостей давали возможность лучше держать под контролем и оборонять не только стены, но и ближайшую территорию. Они разделяли оборону на отдельные секторы, позволяли вести оборону шаг за шагом и не давали атакующему противнику возможности распространяться по всей стене. Это уже были самостоятельные опорные пункты для ведения активной в общей цепи оборонительной системы крепости.
Горная крепость в государстве Манна. Ассирийский барельеф VII века до н.э.
Отчетливо показаны башни крепости
Сначала башни были прямоугольной формы, а в последующем многоугольные и, наконец, - круглые и полукруглые. При этом башни круглой формы были менее подвержены различным разрушительным действиям осадных машин противника, нежели прямоугольные. Вот почему они в дальнейшем, уже в раннем средневековье получают наибольшее распространение.
Азербайджан – уникальная страна крепостей. Многочисленные оборонительные сооружения свидетельствуют о том, что люди, населяющие эту землю, вынуждены были постоянно воевать, ибо эта страна в силу своего географического положения притягивал взоры многих иноземных завоевателей. Редкое десятилетие обходилось без войны и военных конфликтов. Это вынуждало древне азербайджанские государства строить многочисленные крепости, в которых можно было бы дать достойный отпор врагу и уберечь накопленные материальные богатства.
Крепость Кюль-тепе II. Рисунок В. Керимова
Крепости Азербайджана имеют много общего, но каждая из них имеет также и свои специфические особенности, связанные с местными природными и экономическими условиями. В этом отношении привлекают внимание крепости, сооружённые в Нахчывани, относящиеся к эпохе средней бронзы, т.е. к концу III – начало II тыс. до н.э. Так, например, все оборонительные сооружения Нахчывани, как правиле расположены у мысов рек, на высоких террасовидных отрогах Зангезурского хребта. Все они построены в труднодоступных местах, имеют общую центрическую конфигурацию и многорядную систему обороны. По мнению азербайджанского академика В.Х.Алиева «крепости и величественные оборонительные укрепления Нахчывани дают основание сказать, что между крупными племенными союзами, сформированными в этих краях в III-I тыс. до. н.э. было развито военное искусство». Двух колесные военные повозки, обнаруженные им, подтверждают это мнение. В целом, гямигаинская коллекция рисунков лошадей и огромное количество их костей, обнаруженные среди археологичнских раскопок II Кюльтепе доказывают какую роль играло коневодства в Нахчыване в регулировании политических и военных отношений местных племен бронзового века.
Крепость Нарын-гала. Нахчыван.
Известна также под названиями «Йезидабад», «Кохне-гала»
Наиболее древним из оборонительных сооружений Нахчывани является город-крепость Нарын-гала, расположенная в 12 км. к северу от г. Нахчывань. Эта единственная на территории Южного Кавказа крепость с четырехугольными башнями, относящаяся к эпохе средней бронзы. Она была возведена у слияния рек Нахчиван-чай и Джагри-чай. Округ крепости был раскинут крупный город – старая Нахчивань. Крепость была построена из глино-сырцовых кирпичей на каменном фундаменте. Крепостные стены, увенчанные кунгурами (азерб.) или мерлонами (франц), т.е. одинаковыми выступами с равными просветами (бойницами), завершающими крепостную стену, в верхней ее части. Зубцы служили для прикрытия от обстрела личного состава защитников крепости.
Почти на каждом повороте имелись мощные прямоугольные башни. Внутреннее пространство было разделено стенами на несколько отсеков для дальнейшего ведения обороны в случае захвата противником какой-либо части крепости.
Крепость Оглан-гала. Реконструкция Д. Ахундова
Другим замечательным образцом военного зодчества является сильно укрепленный город-крепость Оглангала, построенная во II тыс. до н.э. на горе Гара-тепе на левом берегу Арпачая. Город был защищен прочными крепостными стенами, построенными из слегка обтесанных крупных камней – квадр, отдельные экземпляры которых достигали веса почти трех тонн. Множественные выступы и втопления в стенах создавали дополнительные преимущества при обороне крепости. Крепость имела две цитадели. Первая и более крупная цитадель была возведена на самом возвышенном месте и укреплена с запада и с востока четырьмя стенами. Юго-западнее первой цитадели на соседнем холме была возведена вторая цитадель, также защищенная несколькими рядами заградительных стен, образовавших ряд террас вокруг цитадели.
Вайхыр-Гявур-гала. Реконструкция Д. Ахундова
Наглядным примером максимального использования рельефа местности при возведении фортификационных сооружений являются крепости Чалхан-гала и Вайхыр-Гявур-гала.
Крепость Чалхан-гала (III-II тыс. до н.э.) была возведена на вершине горы и пересекала всю доступную часть склона – от обрыва до противоположного обрыва. Ее стены были возведены из крупных каменных глыб и представляли собой вогнутую дугу протяженностью около 430м. При этом стена то выступает, то втапливается, создавая двухметровые выступы, с которых было удобно вести боковую оборону.
Расположенная на скалистой вершине, на левом берегу Нахчиван-чая крепость Вайхыр-Гявур-гала (II – начало I тыс. до н.э.), как бы продолжает силуэт горы, гармонично сливаясь с ней. Крепость представляла собой неправильный шестиугольник, а ее высокие стены были укреплены надвратной башней и тремя прямоугольными выступами, со слегка обтесанными расположенными по всему периметру стены мерлонами. Северо-восточная часть стены была ограждена естественными скалами, которые лишь слегка были настроены человеком.
Всегда большой проблемой в крепостях было обеспечение их водоснабжением. Далеко не всегда на территории укрепленных сооружений были родники и ручейки. Для снабжения крепости водой применялись несколько способов. Самым распространенными и достаточно надёжным из них была система водопровода, по которым водой снабжались даже высокогорные крепости, а также снабжение речной водой через туннель. В безвыходных же ситуациях собирали дождевую воду, для чего на склонах гор и холмов вырубались неглубокие канавки, по которым вода стекалась в бассейны, выдолбленные в скалах. Часто в одной крепости комбинировались несколько различных систем водосбора и водохранения.
Оборонительные фортификационные сооружения в этот период были распространены на территории не только Нахчывани, но всего Азербайджана, многие из которых упоминаются в ассирийских и урартских источниках.
Равнинная крепость в государстве Манна.
Ассирийский барельеф VII века до н.э.
Так, например, по ассирийским надписям можно судить о многочисленных крепостях, как на территории Азербайджана, так и в целом в этом регионе. Очень ценными являются рекомендации к выбору места для строительства, характеристики строительных материалов и приемы их обработки, способы планировки укрепленных городов и крепостей. Очень обстоятельно описаны правила ритуального священнодействия при закладке оборонительных сооружений. Однако, в ассирийских и урартских текстах повествуется, в основном, только о реставрации старых и разрушенных укрепленных городов и крепостей и очень мало – о строительстве новых. Определенную информацию об архитектурном облике крепостей и укрепленных городов дают рельефные изображения мидийских и ассирийских крепостей, где можно видеть детали крепостных стен, городские ворота, царские дворцы и башни.
Для своего времени это были сильнейшие опорные пункты обороны, созданные с большим мастерством и умением, с глубоким и всесторонним учетом природных условий, стратегического положения и тактики обороны. Даже сейчас, в развалинах, эти крепости поражают своей мощью и величием. Они являются подлинными шедеврами военного зодчества Азербайджана.
Крепости являлись политическим и военным оплотом государства и народа и были призваны обеспечивать решение самых разнообразных, как тактических, так и стратегических задач в ходе войны.
В первую очередь, крепости являлись тактическими опорными пунктами для отражения вражеского нападения, задача которых было обеспечение благоприятных условий для ведения обороны от, как правило, превосходящих сил противника, его изматывания и нанесения по возможности больших потерь в живой силе в ходе обороны, а также задержка, а то и полной его остановки на пути дальнейшего его продвижения вглубь страны. При этом отражение нападения носила как активный, так и пассивный характер.
Крепость Хар-Хар (долина Асадабад). Реконструкция
С. Ахмедова по ассирийскому барельефу VII века до н.э.
Кроме гарнизона крепости, занимающегося непосредственной обороной на крепостных стенах, существовали и отряды, которые хотя и дислоцировались в крепости, но и совершая вылазки, проводили самостоятельные активные боевые операции за ее пределами и могли в случае необходимости не возвращаться в крепость и, маневрируя вокруг нее, ослаблять осаду, изматывая силы осаждающего противника.
Противник же не мог позволить себе оставлять в тылу, в крепостях несколько тысяч вооруженных воинов, способных нанести сильные и ощутимые удары с тыла. Поэтому он вынужден был осаждать крепости, тратя на это драгоценное время, силы и средства. Одновременно, крепости, особенно приграничные должны были свести на нет важнейший фактор внезапности и дать возможность организации отпора врагу.
Крепость Хараба Гилан.
Реконструкция входной части В. Керимова
Крепости служили также и для обеспечения безопасности богатых городов – экономических центров того времени. В ходе ведения боевых действий крепости были убежищами для раненых, отставших воинов, для разбитых отрядов, пунктами формирования новых отрядов и обеспечения их вооружением. К тому же крепости служили для складирования запасов продовольствия, фуража, вооружения. Оценивая значение крепостей во всемирной истории военного искусства, выдающийся военный историк начала ХIХ века Карл Клаузевиц отмечал, что в «крепости имеются оружие, овес и хлеб, они дают кров больным, безопасность здоровым и возвращают самообладание устрашенным».
Крепость Гале-зиях. Реконструкция В. Керимова
Важным назначением крепостей было обеспечение безопасности коммуникаций, особенно торговых. Именно поэтому крепости в Азербайджане, как и, впрочем, и в соседних странах, строились также и возле важнейших караванных путей. Помимо этого, крепости являлись сами по себе также сильным сторожевым пунктом, обеспечивая контроль над прилегающей местностью не только путём визуального наблюдения, но и активной разведкой, а во время войны также разведкой боем.
Крепость Арслан-гала. План и реконструкция
В. Керимова
Важнейшими стратегическими задачами крепостей были общее усиление обороны важных в военно-экономическом отношениях пунктом страны, контроль над местностями, где было наиболее вероятно продвижение противника. В этом отношении особую стратегическую значимость имели крепости, расположенные непосредственно на границах древне азербайджанских государств. Эти крепости не просто должны были принять на себя первый удар, но и дать такой выигрыш во времени, который позволил бы стране организовать действенный отпор врагу. В крепостях сосредотачивались материальные богатства страны, казна, сюда же сгонялся скот и здесь укрывалось местное население. Здесь же размещались резиденции царей и вождей, ядро сопротивления врагу - их штабы и войска.
Сами по себе крепости являлись инструментом политического укрепления на конкретной территории древне азербайджанских племен и государств. Именно в это время война, наряду со скотоводством и земледелием, становится одним из главных занятий этих племен, что и наглядно подтверждают сохранившиеся до наших времен поражающие впечатление военно-фортификационные сооружения на территории Азербайджана.
В целом военное зодчество Азербайджана нельзя рассматривать в отрыве зодчества стране всего Ближнего и Среднего Востока. Весьма наглядно прослеживается тесная взаимосвязь и взаимовлияние в развитии оборонительного зодчества этого региона. Несмотря на начальные особенности древних фортификационных сооружений на территории Азербайджана, определенные характером строительного материала, сами по себе принципы оборонительного строительства были в основном схожими.
Таким образом, уже в древнейшие времена, и в особенности в III-II тыс. до н.э., на территории Азербайджана военное дело находилось на достаточно высоком для своего времени уровне развития. Строительство разно функциональных фортификационных сооружений в Азербайджане в Древний период нельзя рассматривать в отрыве от эволюции военного дела всего Ближнего и Среднего Востока. На протяжении тысячелетий наблюдается их тесная взаимосвязь и взаимозависимость, во многом способствовавших появлению в начале I тысячелетия первых государственных образований на территории древнего Азербайджана.
Нурулла АЛИЕВ, профессор отдела Гуманитарных наук Военного Научно-Исследовательского Института Национального Университета Обороны
Министерства Обороны Азербайджанской Республики, капитан 1-го ранга запаса, доктор исторических наук, профессор
Список литературы:
1. Azərbaycan tarixi. Ən qədimdən bizim eranın III əsri. Yeddi cilddə. – I cild. – Bakı: “Elm”, – 2007
2. Мамедов, С.Г. История войн и военного искусства Азербайджана (очерки) (с древнейших времен до XVII века). – Баку: изд. «Nafta-Press», – 1997
3. Крепостная башня //ru.wikipedia.org/wiki/Крепостная...
4. Ахундов, Д.А.. Архитектура древнего и раннесредневекового Азербайджана. – Баку, – 1986
5. Керимов, В.И. Архитектурно-археологические памятники эпохи бронзы на территории Нахичеванской А ССР. – Баку, – 1985
6. Vəli, Əliyev. Gəmiqaya. – Bakı, – 2005
7. Rzayev, Nasir. Əcdadların izi ilə. – Bakı: «Azərnəşr”, – 1992
8. Клаузевиц, К. О войне. – М., – 1934
Тэги: